Особенно возмущало

Особенно возмущало авторов письма, что в критике программы многие «доходили до того, что требование политической свободы нами, рабочими, считали, просто нелепым и не вяжущимся с вопросом об удовлетворении желудка». Но «высказывать подобные соображения — значит прямо глумиться над нашими мозгами и приписывать разрешение социального вопроса одним только желудкам». И авторы письма с гордостью прибавляли, что такое отношение было бы еще объяснимо, «если бы мы составляли свою программу где-нибудь в Подлипной*… Но в том то и сила, что мы уже вышли из условий этой жизни».

Что петербургские рабочие, на собраниях 23 и 30 декабря 1878 года организационно оформившие Северный союз и утвердившие его программу, действительно далеко ушли от примитивных условий жизни русской деревни и подавляющего большинства русского крестьянства того времени, тому живым свидетельством были сами инициаторы Союза — неоднократно уже упоминавшийся столяр Степан Халтурин и слесарь Виктор Обнорский. Последний, пройдя через рабочие кружки «чайковцев», пробыл после этого долгое время за границей.

Там он ознакомился и с западноевропейским рабочим движением, и с различными фракциями русских революционеров, сблизился с «набатовцами» (ткачевцами) и от них получил станок и шрифт для нелегальной типографии, когда вернулся в Россию в 1878 году. Его заграничный опыт наложил печать на всю программу Союза. Пафос речей Лассаля о рабочем классе, как фундаменте «церкви будущего», слышится в тех параграфах этой программы, которые говорят рабочим о нужной им «нравственной силе», о том, что в них «заключается вся сила и значение страны», что они — «плоть и кровь государства», что ими существуют «все другие классы» и, применяясь к формам мышления рабочей массы, характеризуют Союз, как «апостола евангельской истины». Прямой перифразой «Коммунистического Манифеста».

Комментирование закрыто.

ТакоФил - PRIMER GAMEPLAY MINECRAFT [JUEGOS DEL HAMBRE]Слепочные массы и аксессуары