Далее следовал расчет

Далее следовал расчет: 800 четей доброй земли, 1000 — средней, 1200 — худой. Годом ранее такое же распоряжение было отдано относительно имений костромского Ипатцкого монастыря 76. На привилегированное положение могли претендовать и некоторые обители в пограничных районах. В 1584/85 г. поместной сохой были описаны владения белевского Спасского монастыря. При предшествующем его описании 1563/64 г. в соху было положено 800 четей плохой земли и 960 четей добре худой земли. От 80-х годов сохранилось еще одно известие о предоставлении льготы в посошном описании. Оно касалась имений маленькой Андриановой пустыни в Пошехонье. При передаче ей дворцовых земель они не были «переосошены», т. е. сохранилась дворцовая соха, равная 640 дес. худой земли.

То обстоятельство, что применение служилой сохи в монастырских вотчинах усиливается в период 80-х годов, вполне закономерно. Правительству на соборах удалось добиться санкции о запрещении дальнейшего роста церковного землевладения и об отмене тарханов. Лишенные привычных привилегий, вынужденные платить и без того крайне высокие налоги с наиболее «утяжеленной» сохи, монастыри оказались в очень неблагоприятном положении среди других феодальных вотчинников. Необходимы были какие-то льготы крупным корпорациям в поощрение за поддержку правительственной линии. Нужны были льготы и мелким монастырям, которые «за скудостью» едва влачили свое существование. Нуждались в протекции и пограничные обители, владения которых наиболее часто подвергались разорению врага. Кроме того, центральная власть была заинтересована в быстрейшем развитии земледелия в еще плохо обжитом крае. Для разрешения возникшей ситуации правительство использовало разные меры: от разрешения на приобретение новых земель до выдачи жалованных грамот, в том числе использовалась и служилая соха при описании монастырских имений.

Маневрирование с размерами монастырской сохи открывало перед правительством широкие возможности не только в сфере «поощрения», «жалования» монастырей, но и в области наказания неугодных обителей путем увеличения налогового обложения за счет дальнейшего сокращения числа четвертей в сохе. Видимо, с подобным случаем мы сталкиваемся на примере Спасо-Евфимиева монастыря. По описанию 1585/86 г. в Гороховецком у. за монастырем числилось пашни паханной 75 четей, да перелогу 126 четей, живущего сохи, в пусте |Д+1/24. О качестве земли мы узнаем из сопровождающих выпись документов, где неоднократно говорится, что «земля середняя», следовательно, в соху положено 600 четей средней земли вместо 700 четвертей. Отношения между царской властью и Спасо-Евфимие-вым монастырем на протяжении второй половины XVI в., по свидетельству самих монахов, были достаточно напряженными.

В связи с введением повсеместного учета земли появляется необходимость в создании эквивалента, опираясь на который, можно было бы сопоставлять, соизмерять различные по достоинству земли. В делопроизводственной практике вырабатывается метод одабривания земель. 100 четвертям доброй земли соответствовало то же количество средней земли, увеличенное на 20 %, худой — на 50 %, перелога — на 100 %, т. е. соответственно 120 четей, 150 четей, 200 четей. Эти надбавки назывались наддачами.

Комментирование закрыто.

ТакоФил - PRIMER GAMEPLAY MINECRAFT [JUEGOS DEL HAMBRE]Слепочные массы и аксессуары